Основы дизайна интерьера: цвет

Основы и идеи дизайна интерьера

Цвет, пожалуй, самый сложный элемент дизайна интерьера, и это также один из самых мощных инструментов, используемых в нем.

Цвет можно использовать для изменения внешнего вида комнаты, чтобы скрыть недостатки и подчеркнуть ее особенности, задать эмоциональный настрой комнаты. Если бюджет ограничен, то умелое использование цвета позволит эффективно украсить комнаты, не тратя много денег.

Так что же такое цвет?

Цвет — это просто свет разной длины волны.

Каждый источник света содержит цветные огни; когда они присутствуют примерно в равных количествах, они объединяются, чтобы произвести белый свет — свет, не имеющий цвета (например, солнечный свет в полдень).

Когда белый свет падает на объект, его поверхность, в зависимости от ее пигментации, поглощает определенные длины волн цветов и отражает другие; человеческий глаз воспринимает цвет отраженного света, как цвет объекта — например, красная поверхность выглядит красной потому, что ее пигменты поглощают большую часть синего и зеленого света и отражают красный.

Черные поверхности поглощают весь спектр света, в то время как белые поверхности отражают весь свет.

Цвет имеет четыре измерения:

  • цветовой тон
  • светлота
  • интенсивность
  • температура

Тон

Тон является видовым названием цвета. Цвета расположены на круге, называемым цветовым кругом.

Цветовой круг

Красный, желтый и синий — основные цвета — они не могут быть воспроизведены смешиванием вместе других цветов.

Когда смешивают два основных цвета в равных количествах, то получают вторичный цвет. Это зеленый (синий+желтый), оранжевый (красный+желтый) и фиолетовый (красный+синий).

При смешивании первичного цвета с прилегающим вторичным, получают третичные цвета: зеленый+желтый дают желто-зеленый, синий+зеленый — сине-зеленый и так далее.

Цвета вызывают разные чувства и имеют определенные психологические особенности:

Синий успокаивает, расслабляет и охлаждает. Считается наиболее популярным цветом. Он подходит для любой комнаты, кроме, может быть, тех, которые используются для физической активности и игр. Не все синие оттенки спокойные. Яркие синие могут быть динамичными, драматическими и интересными.

Зеленый — второй по популярности цвет. Природная зелень рассматривается как спокойная и освежающая. Зеленый успокаивает, расслабляет, облегчает депрессию и тревогу, вызывает баланс, гармонию и мир.

Желтый оказывает стимулирующее действие. Веселый и солнечный, он активирует память и умственную деятельность. Это хороший цвет для использования в офисах, учебных кабинетах.

Оранжевый — цвет веселья и общительности и отлично подходит для творческих областей. Он плохо подходит для спальни или областей возможного стресса.

Красный заряжает энергией и стимулирует. Он привлекает внимание и может быть эффективно использован в качестве акцента, чтобы привлечь внимание к определенному элементу. Вы можете использовать красный в любой комнате, но имейте в виду, что слишком много красного может быть агрессивным и раздражать.

Фиолетовый поднимает настроение и действует успокаивающе на ум и нервы. Фиолетовый предлагает чувство духовности и вдохновляет на творчество, и поэтому его часто любят творческие или эксцентричные люди.

Светлота

Светлота — степень темноты или светлости цвета, в зависимости от наличия в нем белого или черного. При добавлении к цвету белого, это делает его светлее. При добавлении черного — темнее.

Темнота и светлота цвета

Цвета имеют свойственную светлоту. Желтый имеет высокую светлоту и по этой причине может иметь больше затененных, чем осветленных оттенков. Напротив, цвет низкой светлоты, такой как синий, может иметь больше светлых, чем темных оттенков.

Интерьер, который имеет мало или вообще не имеет контрастных оттенков, называется монохромным. В монохроматической схеме есть только контраст между светом и тенью — контраст светлости. Монохроматические композиции состоят из одного цвета, плюс его светлых и темных оттенков. Они также могут состоять просто из белого, черного и диапазона серого между ними.

Светлоcть и темнота — понятия относительные. Если окружить светлый цвет темным фоном, то он будет ярче, чем тот же цвет на светлом фоне.

Цвет на темном и светлом фоне

Цвет, окруженный черным, проявляется богаче и более ярко, в то время как тот же цвет, обведенный белым, кажется светлее и менее интенсивным.

Цвет окруженный белым и черным

Светлые оттенки, как правило, живые и воздушные; темные — тихие и мрачные.

Светлые и темные оттенки

Интенсивность (насыщенность)

Интенсивность — степень чистоты цвета и измеряется отличием от серого. Осветленные и затененные оттенки имеют меньшую интенсивность, чем чистые цвета — они являются разбавленной версией оригинального цветового тона.

Смешивание цвета с его дополнительным цветом (противоположном на цветовом круге), лишает его интенсивности.

Серый, добавленный к любому цвету, делает цвет приглушенным, матовым, снижая его интенсивность. В зависимости от количества серого, полученный цвет будет светлее или темнее. Матовые цвета называют низко насыщенными.

Интенсивность цвета

Контраст матовых и чистых цветов может вызывать разные чувства. Сильный контраст насыщенности (полностью чистый к полностью матовому) одного цвета может быть мощным, живым и динамичным.

Контраст насыщенности цвета

В основном, матовые тона одного цвета выравнивают пространство, уменьшая визуальный вес, а также придают спокойное, приглушенное настроение.

Матовые тона одного цвета

Сочетание в основном чистого цвета с несколькими приглушенными оттенками живое и энергичное, добавляющее визуальный вес.

Чистый цвет и приглушенные оттенки

Температура

Цвета красной, оранжевой и желтой семей считаются теплыми. Они связаны с огнем, теплом и солнцем и создают чувство тепла.

Цвета синей, голубой и фиолетовой семей — холодные. Они связаны с водой, льдом, голубым небом и создают ощущение холода. На цветовом круге холодные цвета противоположны теплым цветам.

Нейтральными по температуре будут цвета, которые имеют холодный и теплый оттенок в одной светлоте. Зеленые оттенки могут быть как холодными, так и теплыми.

Теплые оттенки высокой интенсивности визуально активны и интересны, в то время как холодные цвета с низкой насыщенностью более сдержанные и расслабляющие. Реакция на цвет может меняться в зависимости от личных предпочтений и культурных традиций, однако помещения в холодных цветах обычно создают ощущение мира, спокойствия и безмятежности. Помещения в теплых цветах более динамичны и могут вызывать различные чувства от радости до гнева.

Теплые и холодные оттенки

Яркий, насыщенный цвет и любой сильный контраст привлекают внимание, в то время как нейтральные оттенки (приглушенные) и средняя насыщенность менее сильные.

Глубокие холодные оттенки уменьшают, а легкие теплые расширяют и увеличивают видимый размер объекта, особенно на темном фоне.

Видимый размер объекта в зависимости от цвета

Температура цвета зависит от того, какой цвет его окружает. Когда теплый цвет окружает холодный цвет, то он будет чувствовать себя лучше. Холодный цвет на фоне холодного кажется теплее.

Теплый и холодный цвета на фоне друг друга

Цветовые комбинации

Цвета могут быть объединены в несколько цветовых схем:

  • монохроматическая
  • аналогичная
  • дополнительная
  • триада
  • сплит-дополнительная

Монохроматическая схема использует один цвет и его вариации — светлость и насыщенность — с возможным добавлением белого, черного и серого. Также могут использоваться только ахроматические цвета — черный и белый, вариации серого. Монохроматические схемы обычно объединяют пространство.

Выберите монохроматическую схему в прохладных оттенках, светлых и серых тонах, чтобы сделать комнату визуально больше, используя несколько более темных акцентов, чтобы добавить глубину. Монохроматические схемы в светлых, холодных тонах спокойные и безмятежные, также как вариации мягких серых. Можно ввести несколько ярких акцентов, чтобы добавить интерес и сделать интерьер более динамичным.

Аналогичные цвета расположены на цветовом круге рядом близко друг к другу. Например, синий, сине-зеленый и зеленый. Композиции, которые используют 2-3 аналогичных цвета, гармоничны и приятны для глаза. Выберите один цвет в качестве преобладающего и 1 или 2 как акценты.

Аналогичные цвета

Дополнительные цвета расположены на цветовом круге напротив друг друга. Например, желтый и фиолетовый. При совместном использовании, дополнительные цвета усиливают и дополняют друг друга. Тем не менее, когда они смешиваются вместе или наносятся прозрачным слоем один на другой, как правило, притупляют друг друга.

Дополнительные цвета

В дополнительной цветовой схеме используют один цвет как основной и противоположный как акцент. Если их использовать в равных количествах, то они будут конкурировать между собой за внимание и нейтрализовать друг друга.

Хорошим способом является использование контраста светлости — сочетается светлый оттенок одного цвета с темным оттенком его дополнительного цвета и потом схема балансируется нейтральным оттенком — кремовым, белым, грязно-белым.

Сплит-дополнительная схема является вариантом дополнительной схемы. Она использует один цвет и два цвета, прилегающие к его противоположному цвету. Например, синий, желтый, оранжевый и красно-оранжевый. Это обеспечивает высокую контрастность без сильного напряжения дополнительной схемы.

Сплит-дополнительная схема

Триада использует три цвета равномерно распределенных по цветовому кругу. Например, фиолетовый, зеленый, оранжевый. Эта схема обеспечивает сильный визуальный контраст, сохраняя баланс и цветовую насыщенность. Триадная схема менее контрастная, чем дополнительная, и выглядит более сбалансированной и гармоничной.

Триада

Влияние света на цвета

Освещение является очень важным фактором в интерьере, так как оно может проявлять цвета в большей степени. Цвета меняются в зависимости от источника света, который «бьет» на поверхность. Лампы накаливания отбрасывают теплое свечение, в то время как многие люминесцентные лампы проливают холодный свет. Переход от теплого к холодному зависит от времени суток и направления от которого приходит свет (например, свет с северной стороны гораздо холоднее, чем южный).

Теплый свет, как правило, усиливает теплые тона и ослабляет холодные. Холодный свет делает противоположное. Если освещение тонировано оттенком цвета, он подчеркнет этот цвет и нейтрализует его дополнительный цвет. Например, голубой свет усиливает синий и ослабляет оранжевый.

Также насыщенность цвета может изменять количество света, используемого для освещения. Если уменьшить количество света, цвета будут казаться темнее и терять свою интенсивность. Если увеличить количество света, цвета будут выглядеть светлее и более интенсивными. Слишком много света, однако, может сделать цвета менее насыщенными, размытыми.

Поскольку свет так сильно может повлиять на цвет, то всегда нужно проверять цвета, которые вы собираетесь использовать в помещении, в дневное и вечернее время.

Domadiz.ru — Дизайн интерьера и ремонт

Оцените статью
Дизайн интерьера своими руками
Добавить комментарий